Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Педагогический прикорм при грудном вскармливанииСовременные родители все чаще отдают предпочтение педагогическому прикорму при грудном вскармливании. Главное его отличие от педиатрического состоит в том, что он не преследует цели накормить малыша, а лишь просто знакомит кроху с новой взрослой пищей. Четких сроков, когда необходимо начинать вводить педагогический прикорм, не существует. Обычно в возрасте 6-8 месяцев новорожденный уже активно проявляет интерес ко взрослой пище, поэтому это время считается идеальным для знакомства малыша с новыми продуктами. Педагогический прикорм при грудном вскармливании не нуждается в таблицах с расчетами объемов, хотя и характеризуется определенными особенностями.

Правила педагогического прикорма:

  1. Педагогический прикорм ребенка допускается только в тех случаях, когда младенец находится исключительно на грудном вскармливании.
  2. Основанием для введения такого прикорм выступает, в первую очередь, не возраст, а психологическая готовность малыша.
  3. Педагогический прикорм — это прикорм ребенка, при котором не изменяется консистенция вводимых продуктов.
  4. Малышу не готовят отдельные блюда. Он ест те же продукты, что и его родители.
  5. До тех пор, пока новорожденный не научится самостоятельно держать ложку, он ест с тарелки матери. И только начиная с 9 месяцев можно пробовать ставить ему отдельную тарелку.

Как вводить педагогический прикорм?

Несмотря на вводимый прикорм, грудное молоко по-прежнему остается основным продуктом питания малыша. Поэтому, ему нужно запивать каждый прием взрослой пищи. Если полугодовалый ребенок начинает активно интересоваться, что в тарелке у мамы, значит самое время вводить педагогический прикорм при грудном вскармливании. Естественно, последняя должна внимательно следить за тем, чтобы продукты были исключительно полезными, свежими и качественными. Также необходимо заметить, что блюда должны быть приготовлены на пару, или же посредством варки, тушения, запекания.

Для начала можно ограничиться лишь обеденной трапезой. Усадите малыша на колени и предложите ему ложку – пусть помешает и перекидает из стороны в сторону содержимое тарелки. Не препятствуйте исследованию новорожденным тарелки руками. Если вдруг он потянется к чему-либо из еды, отщипните микродозу (по размеру она соответствует рисовому зернышку) и положите в ротик малыша. Любая его реакция не должна вызывать у мамы негативных эмоций. В случае если продукт покажется малышу вкусным, можно предложить ему не более 3-х таких доз за одно кормление. По правилам педагогического прикорма за неделю можно довести объем пищи из родительской тарелки до 1 чайной ложки. Если малыша не заинтересовала взрослая еда, не стоит переживать по этому поводу. Возможно, он просто психологически ещё не готов к этому.

Следует отметить, что педагогический прикорм, в отличие от педиатрического, не преследует цель досыта накормить ребенка, поэтому многие мамочки, начиная с 6 месяцев совмещают эти две кардинально разнящиеся тактики введения в рацион малыша новых продуктов. Врачи не видят в этом ничего плохого, например, баночка фруктового детского пюре во время длительной прогулки пойдет крохе только на пользу.

Педагогический прикорм – это способ знакомства ребенка со «взрослой» едой, развитие у него интереса к еде и обучение кушать самостоятельно. В отличие от традиционного введения прикорма, тут нет строго плана по видам и количеству продуктов. Одно из главных отличий – то, что для ребенка ничего не готовят специально. Ему предлагают так называемые микродозы (два-три рисовых зерна или один глоток) «взрослой» еды. При этом важно не заставлять ребенка есть – нужно, чтобы он сам проявил интерес к еде. Малыш лишь знакомится с новой пищей. Основным питанием для него остается материнское молоко. Поэтому, этот вид прикорма подходит только для тех, кто кормит грудью.

Зачем нужен педагогический прикорм?

Педагогический прикорм постепенно приучает ребенка ко взрослой еде. Пищевой интерес возникает в 4-7 месяцев, и его нужно поддерживать и развивать, чтобы у малыша в будущем был хороший аппетит.
Поскольку при педагогическом прикорме для ребенка вовсе не обязательно измельчать (пюрировать) пищу, он начинает знакомиться с твердыми кусочками, делает первые попытки прожевать и проглотить микроскопические порции (микродозы). Наблюдая за взрослыми, ребенок учится пользоваться посудой и столовыми приборами, самостоятельно есть. При этом организм ребенка постепенно привыкает именно к той еде, которую едят в его семье. Сторонники педагогического прикорма считают, что бессмысленно приучать ребенка к баночкам, потому что впоследствии он не будет этим питаться. Кроме того, сомнительным является и содержание детского питания, потому что их срок годности – два года, а, значит, они полны консервантов.

В каком возрасте можно начинать педприкорм?

Брать ребенка с собой за стол рекомендуется с трех-четрых месяцев. Так он узнает, что еда – часть ежедневной жизни всех членов семьи. Родителям важно не упустить момент, когда ребенок начнет проявлять интерес к «взрослой» еде.
В пять-семь месяцев исчезает выталкивающий рефлекс языка, когда малыш стремится все выплюнуть. К этому возрасту он уже может сам садиться, а его организм готов к перевариванию твердой пищи. В это время можно начинать педагогический прикорм.

Как организовать педагогический прикорм?

Первые несколько недель ребенок во время еды сидит на коленях у мамы и пробует микродозы из ее тарелки. Поэтому, метод подходит только тем мамам, которые сами правильно и разнообразно питаются. Проще говоря, если у вас сегодня на обед сосиски с кетчупом, то идея педприкорма вам явно не подходит.
Важно предлагать ребенку все виды пищи, но если ему не нравится – не настаивать. Дав малышу попробовать что-то новое, лучше сделать перерыв на несколько дней. Это необходимо для того, чтобы выяснить, нет ли у него аллергии на какие-либо продукты.
За один раз можно пробовать две-три микродозы одного продукта или по микродозе трех-пяти видов продуктов. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается. Ребенка можно пересадить в стульчик для кормления и дать ему свою тарелку. Грудное вскармливание продолжается параллельно с прикормом.

Не полезнее ли с целью прикорма давать детское питание?

Цель педприкорма состоит в постепенной адаптации детского желудка к «взрослой» пище. Получая совсем небольшие порции именно «взрослой» пищи, малыш адаптируется ко всем ее компонентам, к новой консистенции и к незнакомым вкусовым ощущениям.
Если ребенка кормят из баночек, эта адаптация происходит гораздо медленнее. Из-за его равномерной полужидкой консистенции и более нейтрального вкуса. К тому же специальное детское питание содержит консерванты и стабилизаторы, сухие концентраты с добавлением синтетических витаминов и ароматизаторов. Всю эту информацию внимательные родители могут прочесть на этикетках к детским продуктам. Другое дело, что этикеток к зимним овощам и фруктам и вовсе нет. Но от этого не становится спокойнее за их состав, если они не выращены на своем огороде.

Не подавится ли малыш неизмельченными кусочками пищи?

Еду для малыша не стоит специально измельчать — достаточно отщипывать маленькие кусочки. Если он пытается проглотить слишком большой кусок пищи, маме стоит вытащить еду пальцем. Получая микродозы «взрослой» еды, грудной малыш учится жевать своими пока еще беззубыми деснами. Если ребенку трудно проглотить микродозу, он может “запить” ее грудным молоком.

В какой момент прикорм начинает заменять кормления молоком?

Переход на пищу с общего стола проходит параллельно с грудным вскармливанием. Резко заменять кормления прикормом нельзя. С 8-9 месяцев объем микродоз можно постепенно увеличивать. И к годовалому возрасту доводить до двух столовых ложек одного продукта. Так что, начиная с года, ребенок ест уже значимую для него порцию пищи, запивая ее грудным молоком.

На что следует обратить внимание при введении педприкорма?

1. Состояние здоровье малыша

Если у малыша аллергия или проблемы с желудком, следует быть предельно внимательными, чтобы эти явления не усилились. Тут подходит принцип «Тише едешь – дальше будешь». Любые новые продукты стоит вводить небольшими порциями, отслеживать любые ухудшения после них.

2. Состояние здоровья мамы и папы

Важно, чтобы и мама, и любой член семьи, с тарелки которого ребенок ест, были здоровы. Кариозные зубы во рту, язвенная болезнь в стадии обострения, некоторые хронические инфекции, текущее ОРВИ создают опасность передачи инфекции ребенку при пользовании общей тарелкой. Если какой-либо из этих неприятных моментов имеет место, ребенку лучше пользоваться отдельной посудой.

3. Здоровое питание

Поскольку ребенок тянет руки абсолютно к любому продукту, который увидит, разумно будет сделать так, чтобы копченая, острая и вся другая «запретная еда» не попадалась ему на глаза. Для этого все взрослые члены семьи должны приобщиться к здоровому питанию.

Ссылка на основную публикацию